В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в целях реализации права каждого человека на образование органами государственной власти и местного самоуправления (которые, в том числе, и являются учредителями образовательных организаций высшего образования) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, способствующие социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающимся предоставляются академические права на создание условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 34 Федерального закона).
Для обеспечения законодательно закреплённого права обучающегося (а в образовательной организации высшего образования – студента) на оказание ему психологической помощи в период обучения образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся (статья 27 Федерального закона), либо заключать соглашения со сторонними организациями соответствующего профиля для решения указанной задачи, либо одновременно с созданием специализированного структурного подразделения часть задач по оказанию психологической помощи передавать на аутсорсинг в профильную организацию, имеющую необходимые лицензии и располагающую штатом специалистов нужного профиля. В любом случае, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, в том числе – создание психологического комфорта и укрепление психического здоровья, отнесено к компетенции образовательной организации, и именно образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции.
В отличие от уровня общего образования оказание психологической помощи в образовательных организациях высшего образования Федеральным законом детально не регламентируется. В случае, если руководство образовательной организации принимает решение о создании структурного подразделения, в полномочия и обязанности которого включает организацию и оказание психологической помощи обучающимся, то цели, задачи, направления деятельности, штатное расписание такого подразделения, правила внутреннего трудового распорядка работников и распределение должностных обязанностей, материально-техническое обеспечение, утверждение образовательных программ, применяемые методики и технологии будут определяться локальными нормативными актами образовательной организации (статья 28 Федерального закона).
Организатор университетской психологической службы уже на этапе планирования должен иметь чёткое представление по всем вышеназванным вопросам, зафиксированное в проектах документов, которые предоставляются на рассмотрение руководству образовательной организации с целью принятия необходимых решений.
В этой связи хотелось отдельно остановится на мотивации специалиста, взявшегося за организацию психологической службы в организации высшего образования. Зачастую дипломированный психолог, не имеющий знаний и опыта управленческой деятельности, ведомый личным желанием самореализации в сфере психологического консультирования, психотерапии, иных видов психологической работы, пытается организовать университетскую психологическую службу как место личного трудоустройства именно в качестве психолога-консультанта или вообще психотерапевта. При этом, в отсутствие понимания руководства образовательной организации, зачем эта служба нужна и какие задачи образовательной организации может и должна решать, к ставке штатного психолога-консультанта сводится многогранная и полифункциональная структура университетской психологической службы, деятельность которой должна носить системный характер, обеспечивать комплексность в оказании психологической помощи, интегрированной в системе образования с социальной, медицинской и педагогической помощью.
В настоящее время отсутствует профессиональный стандарт психолога в системе высшего образования, но потребность в нем уже ощущается. Именно в профессиональном стандарте возможно развести в разных обобщённых трудовых функциях собственно психологическое консультирование (групповые и индивидуальные занятия и консультации), психологическую диагностику, психологическое просвещение, иные виды психологической работы и организацию и управление университетской психологической службой.
Зачастую претензии и даже обиды психологов от невнимания к ним со стороны администрации образовательной организации связаны именно с их собственным непониманием своей роли в решении образовательных задач, представлением об их индивидуальной работе с клиентом как о деятельности психологической службы в целом, нежелании (что абсолютно приемлемо) и неумении (что допустимо, только если психолог не претендует на руководство психологической службой) быть организаторами и управленцами. В этом нет ничего предосудительного. Психолог, ориентированный на профессиональную самореализацию именно как специалист, крайне ценен и нужен клиенту. Однако, определив для себя такую позицию (специалиста, а не управленца), психолог должен отдавать себе отчёт в том, что его профессиональная ниша находится внутри психологической службы и подчиняется целям, задачам, регламентам оказания помощи и т.д., определённым внутри конкретной организации. Его профессиональная свобода заключается в праве выбора наиболее подходящей для него структуры и праве профессионально влиять на эту структуру в качестве её активной единицы в целях повышения эффективности решаемых ею задач. При этом следует помнить, что задачи ставит образовательная организация, опираясь на действующую нормативную правовую базу, социально-экономическую ситуацию и выявленные проблемы, решение которых возможно ресурсами психологической службы.
В настоящее время университетская психологическая служба представлена в нескольких реализуемых на практике моделях в зависимости от решаемых образовательной организацией задач, которые в самом общем виде могут быть определены следующим образом:
«Психологическая клиника», являющаяся продолжением основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Психология». В рамках образовательной программы студенты под руководством опытных преподавателей на практике в «психологической клинике» осваивают азы профессии. Психологическая помощь оказывается студентам, аспирантам, а в некоторых случаях – сотрудникам этого же вуза (по решению руководства университета и образовательной программы «психологическая клиника» может быть открыта для «внешних» клиентов, т.е. не являющихся студентами, аспирантами, работниками данной образовательной организации), что предопределяет ряд сложностей (возможная утечка личной информации, попадание студента на консультацию к своему преподавателю или участие в консультации под кураторством опытного специалиста студента-психолога, с которым у клиента имеются социальные связи, и т.д.). В задачи руководства «психологической клиникой» входит предотвращение таких потенциально опасных ситуаций, обеспечивая качество и безопасность оказываемой помощи. С другой стороны, при функционировании университетской психологической службы в формате «психологической клиники» вопрос финансирования решается в рамках реализации основной образовательной программы.
Центр психологического консультирования (как правило, более одного консультирующего психолога), в который студенты обращаются исходя из собственных соображений и работают под руководством психолога над решением личных проблем. Возможности центра психологического консультирования по оказанию комплексной помощи обратившимся в него студентам ограничены профессиональными подготовкой и ресурсами психологов, которые в нем работают. В случае, если психологическая проблема имеет вполне материальные основания и требует подключения других служб, психолог-консультант бессилен или вынужден оперативно устанавливать контакт со специалистами смежных отраслей. Задача может быть решена, если центр психологического консультирования включён в единую университетскую систему психолого-педагогической медико-социальной помощи (наименование может быть иным, но суть именно в системности и комплексности оказываемой помощи).
Психологический кабинет (как правило единичный психолог или несколько психологов, поделивших одну ставку), олицетворяющий создание (когда-нибудь в будущем) психологической службы в связи с отсутствием у руководства образовательной организации желания изыскивать средства в настоящем. Зачастую это связано с непониманием у руководства, какой прок в психологической службе, и неумением психолога (поскольку он не организатор психологической службы и не обладает необходимыми компетенциями) дать необходимые разъяснения, разработать концепцию и финансово-экономической обоснование, представить критерии эффективности. Это модель может быть эффективной в случае, если у образовательной организации имеются договора с профильными организациями, располагающими достаточным штатом психологов, специализирующихся в разных направлениях психологической работы, а также иными организациями (медицинскими, социальными и т.д.), которые могут обеспечить решение проблемы клиента. В этом случае психолог образовательной организации выполняет просветительскую функцию и роль диспетчера, рекомендуя и направляя обратившихся к профильным специалистам.
Если же психолог в такой модели занимается только психологическим консультированием и не готов к выполнению работы по осуществлению межведомственного и межорганизационного взаимодействия (а это уже функции управленческого характера), то психологическая помощь ограничивается профессиональными и временны’ми возможностями специалиста. Обеспечить реализацию законодательно закреплённого права каждого обратившегося (а значит, нуждающегося в психологической помощи) обучающегося на такую помощь невозможно.
Уязвимость всех трёх представленных моделей заключается в том, что как только проблемы перестают быть чисто психологическими и в процессе консультирования выявляется их социальная и/или экономическая подоплёка, требуется подключение специалистов смежных подразделений университета, а в случае выявления проблем с психическим здоровьем – организация направления в профильные клиники. И «психологическая клиника», и центр психологического консультирования, и психологический кабинет (психолог) должны иметь обширные и формализованные (т.е. отражённые в утверждённых регламентах взаимодействия) связи со смежными по решаемым задачам подразделениями, а на уровне образовательной организации (с возможной передачей полномочий психологической службе) – со специализированными организациями по направлениям взаимодействия (психологическая помощь по направлениям, не реализуемым специалистами образовательной организации, психотерапевтическая и психиатрическая помощь, социальное обеспечение, дата-центры по централизованному обмену психодиагностическими данными и пр.). Это сразу же накладывает требования к профессиональной подготовке психолога, т.к. он уже не может ограничиться только сферой психологического консультирования, да ещё и в предпочитаемой им парадигме.
Более того, все три модели будут иметь также внутриорганизационное подчинение, как правило, проректору по учебной (для «психологической клиники») или воспитательной (для психологического центра, кабинета или психолога) работе. Очевидно, что указанные руководители будут иметь собственные представления о назначении и функциях психологической службы и ставить задачи, исходя из этих представлений.
В этой связи, оптимальным решением, на мой взгляд, является комплексная полифункциональная университетская психолого-медико-социальная служба (в данном случае это не наименование, а сутевые характеристики структурного подразделения университета), которая изначально ориентирована на решение системы задач, располагает необходимым штатом разных специалистов (в том числе, психологов, имеющих различную специализацию), осуществляет свою работу полномасштабно, охватывает максимально возможный контингент обучающихся на этапе их адаптации в образовательной организации (а для многих – в новом населённом пункте вдали от дома) и продолжая работать с выявленными «группами риска» на протяжении всего периода обучения. В структуре такой комплексной модели организации помощи обучающимся (студентам) собственно психологическая служба является внутренним подразделением, деятельность которого по целям, задачам, механизмам взаимодействия согласована и скоординирована со всеми подразделениями, входящими в комплексную полифункциональную университетскую психолого-медико-социальную службу, но осуществляется исходя из собственных утвержденных регламентов с использованием психологических методик, технологий и инструментария в рамках установленной сферы деятельности и зоны ответственности.
Работа в этом случае носит профилактический характер. Разработка психологических программ (просветительских, коррекционных, развивающих) и иных форм психологической работы учитывает выявленные у обучающихся и систематизированные по формам воздействия и степени индивидуализации проблемы. Включение в работу (при необходимости) разных специалистов обеспечивает преодоление «непсихологических» проблем, влияющих на психоэмоциональной состояние и психический статус обучающихся, позволяя психологу-консультанту сосредоточиться на формировании адаптационных механизмов, задействовании внутренних ресурсов клиента, преодолении неэффективных паттернов поведения и т.д.
Существенным является включение в поле зрения социально-психологической службы всего контингента обучающихся, а не только обратившихся за помощью.
При этом, по решению руководства деятельность университетской социально-психологической службы может простираться дальше и охватывать вопросы планирования и реализации профессиональной карьеры, формирования компетенций цифровой экономики, адаптации молодого специалиста и т.д. в формате консультативной работы и реализации дополнительных образовательных программ.
Важно также отметить, что в связи со стремительными изменениями в социально-экономической сфере, фактически наступлением «эры цифровой экономики», предъявляющей новые требования к образованию вообще и университетскому образованию, в частности, неизбежно будут меняться и подходы к организации университетской психологической службы.
«Сетевая» форма существования значительной части студенческого сообщества предопределяет «выход» университетской социально-психологической службы в среду Интернет: организацию сетевых постоянно действующих онлайн-семинаров по наиболее актуальным вопросам, волнующим молодёжную аудиторию, со встроенными обучающими модулями в сфере психологии самопознания, саморазвития, взаимоотношений, общения и т.д.; организацию Интернет-консультаций, реализацию просветительских программ и т.д.
Это потребует наличия у психолога новых компетенций. Переход к цифровизации означает фактически способность каждого ежедневно и рутинно пользоваться цифровыми технологиями так же, как сейчас мы пользуемся чтением и письмом. Это – новый вид грамотности. Психологам цифровую грамоту нужно будет осваивать в том числе для того, чтобы на личном опыте ощутить, с какими психологическими проблемами столкнётся основная масса населения и найти оптимальные решения по их преодолению.
Более того, вполне реальной перспективой становится кардинальное и очень быстрое (в течение срока реализации одной образовательной программы) изменение структуры рынка труда. То есть выпускник университета может оказаться в ситуации, когда за время, пока он осваивал образовательную программу, профессия, к которой он готовился «умерла» или изменилась настолько, что его знаний для выполнения трудовых функций недостаточно. Это означает, что социально-психологическая служба обязана работать на опережение и участвовать в формировании у студентов мета-компетенций, которые позволят ему быстро и эффективно в новых условиях спланировать свою профессиональную карьеру и, как её обязательное условие – непрерывную (!) образовательную траекторию, поскольку учиться, а возможно, и переучиваться (что психологически намного труднее) придётся всю жизнь, и к этому тоже нужно быть готовыми и психологически, и технологически. Конечно, университеты в целом будут перестраиваться и работать на задачу максимальной мобильности и гибкости в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации и требований к специалистам, но психологическая служба (и психологи, как её базовые специалисты) должны найти своё место и работать на общую задачу.
В этом и заключается специфика работы психолога образовательной организации: он – часть организации и образовательной системы и обеспечивает профессиональными средствами решение задач организации и образовательной системы. В противном случае, психологу оптимальным будет выбрать иной путь профессионального развития и иную траекторию профессиональной самореализации.
Вместе с тем, в университетских психологических службах (вне зависимости от реализуемых моделей) трудятся специалисты высочайшего класса и перспективы развития в этой связи у службы самые оптимистичные. Необходимо только в ряде случаев гармонизировать свои профессиональные задачи и устремления с целями и задачами системы образования и организации, в которой специалист трудится, и, конечно, продолжать учиться. Как следствие, девизом университетской психологической службы на предстоящий период могло бы стать – «Знать, предвидеть, работать на опережение!»