Продолжаю рассуждать про стихотворные тексты.
Все-таки меня волнует тема, есть ли польза от стихов, если они не претендуют на статус поэтического произведения, а просто добротно и по-честному излагают мысли автора с использованием рифмы?
Я столкнулась с приличным количеством людей, которым нравится писать стихи независимо от того, как эти стихи оценивают окружающие. Есть основания думать, что для конкретного человека это может быть мощнейшим механизмом гармонизации внутреннего состояния. Облекая чувства и переживания в рифмованные строки с заданным ритмом, автор идентифицирует собственное состояние и отделяет его от себя, высвобождая ресурсы, которые были задействованы для его переживания.
Чем поэзия отличается от рифмованного текста? На мой взгляд, неожиданностью метафоры. В настоящем поэтическом произведении рождается образ, который переворачивает представление об объекте, позволяет посмотреть на предмет или явление под иным углом, а иногда и вовсе увидеть в знакомом нечто иное, с которым еще предстоит познакомиться и определить отношение.
В этой связи поэзия обладает способностью «приподнять» над обыденностью мира, «выдергивает» из процесса и ставит над процессом, т.е. в мета-позицию по отношению к происходящему. И это, конечно, потрясающе. Поэтому поэзию следует периодически читать в том числе для поддержания собственного психического здоровья в норме. Эстетическое наслаждение, в данном случае, не обсуждаем.
Рифмованные тексты (т.е. стихотворные тексты не содержащие в себе ошеломляющую метафору) несут в себе иную функцию. У рифмы есть ритм, а ритм это эффективная форма усвоения информации. В сочетании с образами (даже если они не носят взрывного или преобразующего характера) ритм позволяет более полно (т.е. с наименьшими потерями) и легко (т.е. без излишнего напряжения и сопротивления») автору “излить” из себя состояние, обладающее высоким потенциалом переживания, а читателю (слушателю) принять, усвоить и впоследствии пользоваться новым знанием как результатом собственного опыта (которого на самом деле, возможно, и не было). Рифмованный текст не перевернет сознание, как это может сделать поэтическое произведение, но позволит сознанию эффективнее и приятнее решать возникающие задачи, особенно если в нем есть доля юмора или неожиданное развитие сюжета, и его возможно приложить как аналогию к собственным переживаниям и ситуациям.
Конечно, не все склонны к литературному творчеству и далеко не всем нравится сам процесс работы со словом. Но, если нет опыта, но нет и отторжения, то стоит попробовать. В сочинительстве стихотворения есть одна важная психотерапевтическая особенность. Понимая, что мы хотим передать словом, мы это слово ищем. Учитывая, что слово вплетено в фразу не только содержательно, но и по закона рифмы, приходится порой полностью перестраивать фразу, чтобы соблюсти рифму. При этом у нас в распоряжении появляются новые оттенки переживания, которые мы ранее даже не рассматривали, а работа над рифмой нам этот ресурс предоставляет. Мы отвергаем слово, строку или весь звукоряд, потому что мы не это хотели сказать. Или наоборот, найдя слова, точно отражающие то, что мы хотели сказать, мы освобождаемся от напряжения.
Более того, мы вынужденно используем метафоры для максимально близкой к собственному переживанию передаче эмоций и чувств, расширяя собственные представления о себе и происходящем и открывая новые возможности для разрешения внутренних конфликтов и изменения собственного отношения и, как следствие, поведения. И, конечно, как любая попытка переосмыслить ситуацию с использованием творчества (будь то стихосложение, рисование, лепка или что-то иное, но приемлемое для конкретного человека), сочинение стихотворения позволяет дистанцироваться от самой ситуации, а, значит, перестать ее остро переживать и получить возможность более здраво рассуждать.