Как рождается ощущение? Слова соединяются в рифмы и несут ритм. Звуки рождают вибрации в теле. Слова и их сочетания вытаскивают из огромной библиотеки памяти образы того, что уже когда-то происходило и оставило свой след в цвете, звуке, запахе, прикосновении, иышечных чувствах. Все, что когда-либо случилось записывается в памяти без купюр и с участием всех органов чувств. Поэтому , когда мы пишем, читаем вслух или “про себя” слово, то это уже не просто набор звуков, а движение к образу. Вне других окружающих слов наше слово еще очень размыто и общо, но вот появляются уточняющие эпитеты, слова-действия, слова, рождающие композицию – и вот уже перед глазами картина из прошлого. У каждого своя, но рождающая общее ощущение. Чем менее конкретизирован образ, тем проще он проникает в глубь сознания и опознается как собственный. Чем полнее описание, тем легче обрывается нить общности того, кто писал и того, кому текст адресован. Приходится балансировать на этой тонкой грани: не потерять в огромной вселенной, раскрывающейся за каждым словом, и не оттолкнуть чужим, конкретным предметным восприятием, не накладывающимся на собственные воспоминания того, кому это слово адресовано.
Очень важно выбирать сюжеты и героев, в отношении которых сложились определенные стереотипы. Тогда воображение слушателя прогнозируемо окунет его в эти стереотипы и можно оптимизировать длину текста без потери эффекта. Однако, возможен и обратный прием. Когда довольно известный герой, про которого мнение уже давно сложилось, ведет себя вопреки стереотипам. Это может сильно “встряхнуть” и включает механизмы дополнительного анализа ситуации, раскрывает новые грани и возможности. А дальше мозг найдет способ применить это к той задаче, над которой работает.